Православным о православии

Друзья! В этой статье я хочу поразмышлять о том, что такое «православие». Конечно, можно ответить очень просто, словами какой-нибудь энциклопедии: ««православие» — это калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное учение» или «правильное сла́вление»...».

Однако же, не всё так просто, и такой ответ мало, что объясняет тем, кто ищет более глубокого понимания, поэтому начнём с самого начала — с истории возникновения этого термина.

 

Значения термина «православие»

 

Наименование «православие» получило широкое распространение в 842 году, когда был установлен церковный праздник — «Торжество православия». В этом празднике мы празднуем окончательную победу Церкви над иконоборчеством. Термин «православный» используется отцами Церкви, как синоним  термина «католический» (вселенский) начиная со II века. После Великого раскола 1054 года, название «православные» закрепляется за Восточными Церквями, а название «католическая» — за Западной. С течением времени выражение «православный» приобретает несколько следующих значений:

1) Литургический термин, существовавший ещё до 1054 года, и тождественный слову «верующий», «верный».

2) В восточном богословии «православие» означает веру выраженную в науке первых семи Вселенских соборов.

3) В народном простом понимании людей, быть православным означает быть крещённым, покланяться Св. Троице, Христу, молиться Богородице, т.е. быть христианином.

4) В понимании богословия Русской Православной Церкви, слово «православие» получило значение, которое подразумевает веру противоположную, отличную от католической.

5) В общепринятом значении, христианин принадлежащий к Православной Церкви (например, РПЦ)

Мы, римо-католики и грекокатолики, не отказываемся называться «православными», т.к. мы верим в полноту истины, которая находится в Католической Церкви, т.е. верим, что учение нашей Церкви — православное.

 

Ещё одно значение православия

 

Существует ещё одно значение выражения «православие». Быть православным — это познавать Бога в контексте восточной литургическо-богословской традиции. Очень часто мы, грекокатолики, говорим о себе, как о православных, которые находятся в единстве с Апостольским Престолом. Это означает, что мы не отказываемся от своей литургическо-богословской традиции, но считаем, что именно она определяет нашу идентичность.

Однако же появляются очень часто возражения, как такое в принципе возможно? Ведь находясь в единстве с Апостольским Престолом, мы, грекокатолики, одновременно признаём целиком и полностью догматическое учение Католической Церкви. Ну что ж, это действительно так, но влияние на нас догматического учения, сформулированного после Великого Раскола 1054 года, не отрицает нашу принадлежность к восточной литургическо-богословской традиции, а лишь расставляет в ней некоторые акценты.

 

Как быть православным по жизни?

 

Остаётся ещё один вопрос, как же на практике, в жизни быть православным? Моя матушка, работая в одном коллективе, стала невольным участником такой вот беседы. Дело было в обеденный перерыв, и кто-то из сотрудников обранил фразу «великий пост», который как раз тогда начался. Одна женщина встрепенулась и обращаясь к моей жене сказала: «а вот у вас католиков не так, как у нас, православных... Ну что у вас за пост? Вот у нас — ПОСТ! Православные знают, как постить...». Женщина ещё долго рассказывала о том, как надо правильно, православно постить... И всё бы ничего, да вот только у неё в это время была в руке куриная ножка. :)

Эта история хорошо показывает то, как сами обыватели понимают «бытие» православным, в чём они видят его сущность. Забавно, что для того, что бы быть «православным» в «обывательском» понимании, вовсе не обязательно следовать «православному учению». К сожалению, разрыв между учением и жизнью наблюдается не только в вопросе поста и не только у православных. Всё чаще место христианской веры, которой служит традиция, занимает обрядоверие и магическое сознание, которому чужды личностные взаимоотношения с Господом Иисусом.

Православие же — это не обрядоверие, и даже не внешнее «благолепие», но прежде всего особый внутренний путь христианина. Один православный историк Церкви Баланос, выразил следующую мысль: «Если мы действительно считаем разделение Церкви за большое несчастье, то незнание друг друга следует признать ещё большим несчастьем. Ибо сие незнание затрудняет взаимопонимание и сотрудничество, и даже более того — делает его невозможным». Развивая эту мысль можно было бы добавить, что ещё большей трагедией является незнание основ своей собственной веры.

Этими своими размышлениями, друзья, я начинаю серию небольших популярных (так покрайней мере мне бы хотелось) статей о восточной литургическо-богословской традиции. Помня о своём девизе «Не учу ничему новому», я при написании своих статей буду «подглядывать» в основном в книгу о. Василия Тучапца «Очерки восточного богословия» (Василь Тучапець, «Нарис східного богослов'я»).

Очень надеюсь, что своим блоггингом смогу внести некоторую ясность в понимание того, что является православием. Давайте вместе обосновывать свою веру. Чтобы не пропустить следующую статью, подпишитесь на рассылку обновлений на ваш емэйл или войдите в общество сайта.

Share

Related posts:

  1. Основные черты восточного богословья -1
  2. Основные черты восточного богословия -3: трудно быть богом
  3. Основные черты восточного богословия -4: Восток vs Запад?
  4. Основные черты восточного богословья -2: Литургическое богословие
  5. Иосиф Слипый и термин «православный»

Друзья! Если вам понравился материал, то большая просьба - сделайте репост в соц.сети, нажмите иконку "нравиться" фэйсбука. Заранее спасибо!
2leep.com

КОММЕНТАРИИ

Скажи, что Ты про это думаешь...
кстати, если хочешь своё фото добавить к комментарию, сделай себе gravatar!