В стекле…

В стекле…

Друзья, вашему вниманию я предлагаю свой доклад, который был зачитан на международной медицинской конференции 24 мая 2012 в Витебске (Беларусь). Наверное немного странно, что священник выступает на такой конференции, однако если разобраться, то как раз всё становится понятным — мой доклад посвящён морально-этическим вопросам связанных с экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО) или по-другому «in vitro«. In vitro — переводится с латинского языка «в стекле». Предлагаю читателям моего блога сегодня узнать о детях «из пробирки».

«In vitro — этическая проблема современной медицины и общества»

 

Актуальность проблемы

 

Проблема бесплодия в Беларуси становится с каждым годом все более острой, т.к. каждая шестая супружеская пара в нашей стране не может иметь детей. Это тем более актуально, ведь и так рождаемость у нас крайне низкая. Поэтому на протяжении 2011 года на самом высоком законодательном уровне готовилось принятие закона о вспомогательных репродуктивных технологиях. 7 января 2012 года, в праздник Рождества Христова, закон был подписан Президентом, а вскоре, по истечении полугода, он вступит в силу.

 

Все традиционные христианские конфессии выступили с критикой этого закона, касающегося начала жизни человека. Особенно болезненным для христиан является то, что перед принятием такого важного закона не были проведены широкие консультации с Церковью, и, в частности, Католической Церковью.

 

In vitro и антропология: самый важный постулат

 

Католическую Церковь часто критикуют за то, что её моральное учение накладывает многочисленные запреты. Однако такие критики редко желают разобраться в позиции Церкви, вникнуть в суть морального вероучения, а между тем оно всегда разумно и рационально обосновано. Учение Церкви никогда не противопоставляло себя науке. У науки и учения Церкви одна цель — сделать человека счастливым.

 

Мне кажется, что если мы искренне попытаемся разобраться в одном из главнейших постулатов христианской антропологии, то множество этическо-нравственных вопросов связанных с проблематикой in vitro (экстракорпоральное оплодотворение — ЭКО) автоматически отпадёт.

 

Что же это за постулат? Моральное учение Католической Церкви утверждает: человеческая жизнь начинается в момент зачатия.

 

Некоторые могли бы возразить, что, дескать, «пусть жизнь человека и начинается в момент зачатия, но это вовсе не означает, что человеческий эмбрион является человеком».

 

В этом докладе я не ставлю цели обосновать этот тезис, или ответить на упомянутое возражение. На данную тему уже не раз высказывались иные люди, как медики, так и теологи.

 

Как видим, возникновение этическо-нравственных проблем экстракорпорального оплодотворения или лучше сказать «решений этическо-нравственных проблем ЭКО» лежит в плоскости антропологии, т.е. науки о человеке. Вот почему так важно нам, христианам и всем людям доброй воли, во-первых, самим понимать основы правдивой антропологии, а во-вторых, делиться этим пониманием с другими людьми в нашем пост-советском обществе.

 

Вот, например, врач акушер-гинеколог Роман Гетманов (врач! А врача тяжело заподозрить в склонности к мистицизму) прямо говорит о том, что проблема бесплодия часто лежит в духовной плоскости:

 

«Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда у женщины собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнёров, то многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у меня было… И это типичная ситуация сегодня. Я не хочу говорить про всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, нажиты самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникает, как правило — а по этому поводу как раз существует официальная статистика — если у женщины за жизнь было более пяти половых партнёров. За этим почти всегда следуют хронические воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб. Это, повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя статистика. А ещё многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО. Законы духовной жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или нет. А многие женщины не хотят слышать про эти законы» (Роман Гетманов, акушер-гинеколог, http://www.kolokola.org/articles.php?artnum=7)

 

Размышления Романа Гетманова помогают мне прийти к следующему заключению: формирование в обществе правдивого взгляда на человека, на духовный аспект человеческой жизни, на начало человеческой жизни как таковой, становится своего рода профилактикой возникновения нравственно-моральных вопросов связанных с проблематикой ЭКО.

 

Метод «in vitro» и убийство человека

 

В СМИ часто можно встретить насмешливые высказывания о том, что вот дескать Католическая Церковь считает зачатие детей в пробирке аморальным. Со своей стороны СМИ редко пытаются разобраться и объективно осветить позицию Церкви. Чаще всего это общие фразы, которые вырваны из контекста, а если вдруг и случится подать аргумент, то будет подан аргумент самый слабый с точки зрения обывателя нехристианина (например, разобщение зачатия, получение спермы путём мастурбации и пр.).

 

Зачастую Церковь пытаются представить мракобесной и фанатичной в своих воззрениях. В одной статье журналист задаётся вопросом «станут ли католики пользоваться ЭКО» и сама отвечает на этот вопрос так: «В масштабах государства это не столь важно. Важно законодательно обеспечить им это право, а воспользуются они им или нет — их выбор. Известны случаи, когда представители некоторых конфессий в силу своих религиозных убеждений отказываются, например, от переливания крови, и это их право, их выбор».

 

Трудно встретить более грубую и неумелую манипуляцию. Во-первых, от переливания крови отказываются только «Свидетели Иеговы», которые во многих странах признаны сектой и уж тем более их неуместно называть конфессией; во-вторых, совершена ошибка с точки зрения формальной логики, т.к. сравниваются две несравнимые вещи: переливание крови и жизнь человека.

 

А ведь именно за жизнь человека борется Католическая Церковь, когда осуждает экстракорпоральное оплодотворение. Давайте же (опуская иные моральные аспекты) убедимся в этом, более подробно вникнув в сущность технологии in vitro. Напомню, что технология in vitro делится на следующие этапы:

 

  • Получение яйцеклеток.
  • Получение спермы.
  • Оплодотворение in vitro.
  • Перенос эмбриона в матку.
  • Пребывание эмбрионов в матке и «редукция» «избыточных» эмбрионов.
  • Дополнительные манипуляции: 1) Криоконсервация эмбрионов и 2) преимплантационная генетическая диагностика (ПГД).

 

Убийство человеческой жизни происходит на четырёх этапах данной технологии:

 

  1. Этап оплодотворения, точнее последняя её фаза, когда происходит селекция, выбор тех эмбрионов, которые будут перенесены в матку.
  2. Этап пребывания в матке, когда происходит т.н. «редукция», иначе говоря, уничтожение эмбрионов.
  3. Этап криоконсервации эмбрионов (заморозка), а точнее будет сказать их размораживание, т.к. именно при размораживании большая часть замороженных эмбрионов погибает.

 

Стоит тут отдельно сказать о преимплантационной генетической диагностике эмбрионов (ПГД). Суть ее в том, что врач может провести анализ генетического материала эмбриона до того, как он будет пересажен в матку. Иными словами врач производит «отсев» «аномальных» эмбрионов. Однако, уместно ли говорить об «отсеве», когда речь идёт о человеческой жизни? Стоит задать себе вопрос: а не является ПГД разновидностью евгеники, когда определённая группа людей решает, кому рождаться и жить, а кому умереть, ещё не рождённым. Нужно ли напоминать, что в истории уже имели место такие тенденции?

 

Инвалиды «из пробирки»?

Александр Баранов, главный российский педиатр, считает, что у детей, зачатых с помощью ЭКО, слишком высокий риск родиться с пороком развития и получить инвалидность. По мнению доктора Баранова, инвалидами рождаются 75 процентов детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения.

В то же время американские учёные в 2008 году, опубликовали результаты анализа данных, согласно которым, повышенный риск для таких пороков как заячья губа, дефекты развития желудочно-кишечного тракта, дефекты перегородки сердца, действительно имеет место быть у детей из пробирки, но уровень риска значительно ниже, чем 75 процентов. К тому же эти пороки не всегда приводят к инвалидности. Однако же остаётся вопрос: на основании выборки каких данных были сделаны эти выводы?

Многочисленные исследования на эту тему, проведённые в разных странах мира дали весьма противоречивые результаты. Вот как об этом говорит акушер-гинеколог Роман Гетманов:

«Я тщательно пытался в течение длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес» (Роман Гетманов, акушер-гинеколог, http://www.kolokola.org/articles.php?artnum=7).

 

Доктор Тадеуш Василевский, который практиковал ЭКО на протяжении 14 лет в Польше, говорит о 30-40% врождённых пороков детей рождённых при помощи ЭКО:

 

«Уже доказано, что дети ЭКО на 30-40% чаще болеют генетическими заболеваниями, чем дети, рождённые естественным способом. В 20-30 раз чаще у таких детей происходят мутации генов. Генетики признают, что боятся строить прогнозы относительно того, как эти мутации отразятся на человеке и человечестве в будущем». (Читать полностью: http://www.interfax.by/article/87023)

 

Напротехнология, как единственная альтернатива

 

Natural Procreative Technology – Технология Естественного Оплодотворения. Это метод распознавания и лечения бесплодия, основанный на уважении к жизни и законам природы.
Ключевым инструментом напротехнологии является так называемая модель Крейтона, основанная на очень тщательных наблюдениях за естественным менструальным циклом женщины. В данном методе крайне важны наблюдении за выделением слизи шейки матки, что происходит несколько раз на протяжении дня. Женщины должны оперативно записывать результаты своих наблюдений — это источник важной информации, с учётом которой врач, специалист по напротехнологии, разрабатывает стратегию лечения бесплодия.
почти в три раза эффективнее ЭКО. В случае, когда причиной бесплодия являлось отсутствие овуляции, естественным путём было получено 81,8% зачатий, при поликистозных яичниках — 62,5%, при эндометриозе — 56,7%, при непроходимости фаллопиевых труб — 38,4%. В то же время для ЭКО аналогичные показатели с 1986 по 2001 год — всего от 21 до 27 % беременностей на женщину.

 

Резюме

 

Подводя итоги своего короткого выступления, мне хочется сказать, в случае проблемы бесплодия, морально приемлемое решение существует. Делая выбор между ЭКО и напротехнологией, мы делаем выбор между жизнью и смертью, между гармонией и хаосом, между истинным и искажённым видением человека. Какой будет выбор — это зависит от нас.

Получать обновления на е-мейл:

Теги:
2leep.com
  • http://nadezhdakhachaturova.ru/ Надежда Хачатурова

    Спасибо за материал! Все разложено по полочкам. Действительно, каждый должен решать сам, но мы любим получать здесь и сейчас все, чего хотим, не задумываясь о последствиях даже не для себя, а для будущих поколений. Богобоязненности нет. Наверное, спрос на ЭКО со временем поутихнет, как и на любой новый продукт. 

    • andreibuinich

      Спасибо, Надежда, за позитивную оценку материала. Мне пришлось «попотеть», что бы его приготовить :) , но послушание творит чудеса… Или как сказал один мой знакомый священник: «само послушание — уже само чудо». :)

      А если серьёзно, то действительно, Вы очень точно подметили, что современный человек хочет получить всё как можно быстрее и без усилий, и зачастую на фоне собственного эгоизма. Ну что же, эгоизм — это проблема всех людей, и только Бог может нам дать дар увидеть его и силы исправиться.

      • http://nadezhdakhachaturova.ru/ Надежда Хачатурова

        А Вы знаете, будет уместно признаться: мой старший сын прожил с женой больше 10 лет, и детей у них не было. То учились, то жилищные вопросы пытались решить, то болячки стали цепляться.  Мы как-то уже стали смиряться с тем, что пара детей иметь не будет. Но невестка побывала в Храме Ксении Блаженной, и после этого у меня родился внук. Крестили они его тоже там. 
        Я понимаю, что ходила она туда не праздно, ради любопытства. Желание иметь ребенка было велико и искренне, иначе вряд ли чудо свершилось бы. А мне самой доводилось не раз чудеса на себе испытывать.

        • andreibuinich

          Я часто слышал от других священников, что свои дети у бездетных пар рождались после того, как они усыновляли ребёнка из приюта…

          • http://nadezhdakhachaturova.ru/ Надежда Хачатурова

            Ну, это сильное испытание для многих, наверное.

  • Katerina Sidoruk

     Респект!
    1. Действительно, разложено «по полочкам».
    2. Главное — написано нормальным человеческим (доступным) языком, а не заумным медицинским жаргоном, чем грешит большинство наших медиков.

    • andreibuinich

      Спасибо, Катя, за высокую оценку. Всегда приятно знать, что что-то удалось сделать полезного. Однако стоит заметить, что этот доклад возможно понять и позитивно оценить, лишь тогда, когда изначально имеешь некоторое сочувствие к сей непростой теме.

      • Katerina Sidoruk

         Вывод: «если Бог даст», опять же — «в следующей версии реферата» следует продумать вводную часть, формирующую «некоторое сочувствие к сей непростой теме» :)

  • Katerina Sidoruk

     Хотя можно было бы ещё сказать и о том, что при искусственном оплодотворении часть человеческих эмбрионов используется для медицинских опытов (никак не контролируемых, поскольку после проведения опытов этих детей убивают, как отработанный материал)…

    • andreibuinich

      Так и есть, если Господь даст, то придётся учесть этот факт в следующей версии реферата.

  • николай

    Ой! И слово то какое красивое придумали — «Напротехнология». Правда даже без этого красивого слова так с ходу никто ЭКО не делает — как раз только после длинного безуспешного лечения проблем с овуляцией, эндометриоза и непроходимости труб. Так что об ЭКО думают те, кто и термина такого не зная, прошел все этапы вашей «напротехнологии». А риск пороков повышает не только ЭКО — но и например, каждый прибавленный год к возрасту родителей. Понимаю что это доклад на медицинской конференции — но напишите пожалуйста пару слов адресованных простым людям — бездетным парам

  • николай

    Да! И скажите пожалуйста пару слов о вашем отношении к самим детям, которые уже рождены с помощью ЭКО