курсы парикмахеров ростов
Иисусова молитва: от слов к сердцу. Умносердечная молитва и «фаворский свет». Беседа четвёртая

Иисусова молитва: от слов к сердцу. Умносердечная молитва и «фаворский свет». Беседа четвёртая

03 Февраль 20115 комментарияШрифт Меньше Больше

Здравствуйте, друзья. Мы продолжаем знакомиться с иисусовой молитвой. После того, как вы преобрели навык молитвы «устной», можно перейти к следующей «ступеньке» — молитве «умной» или мысленной. На данном этапе вы уже не произносите слова молитвы вслух, но делаете это мысленно. Таким образом ваша молитва становится более «внутренней».

Умная молитва и упорядочивание эмоций

Характер умной молитвы таков, что повторяя мысленно слова молитвы, мы также размышляем над их смыслом. Эти размышления могут вызывать у нас чувства и  эмоции, которые следует упорядочить. Например, может возникнуть глубокие чувства умиления, раскаяния и благодарности, которые в свою очередь вызовут сильные эмоциональные переживания (волнения, напряжения…). Вот их и нужно упорядочить, т.е. претворить в молитву, отдать Богу.

Вот почему среди советов о иисусовой молитве можно встретить рекомендацию, что слова молитвы следует произносить «плачущим тоном».

На что похож «плачущий тон»? Приходилось ли вам в детстве ожидать возвращение мамы в одиночестве? Возможно вы тосковали, не плакали, но тихонько «поскуливали» лёжа на своей кроватке… Кроме этого вспомните, как дети клянчат конфеты (с завидной настойчивостью и ритмичностью): «Ну м-Ааа-мочка! Ну д-Ааа-й…».

Похожая «тоска» по Богу может родиться в вашем сердце во время молитвы. Вы «вкладываете» эту «тоску» в слова молитвы (имитируя тон ребёнка, который клянчит). При этом вы не открываете рта, но на выдохе вы услышите негромкий горловой звук «хээ» своего дыхания.

Введение ума в сердце

После того, как вы приобрели навык мысленной (умной) молитвы, начинается новый этап — молитва сердца (сердечная молитва). Наставники иисусовой молитвы говорят о необходимости «спроводить» ум в сердце.

Смысл этого таинственного выражения заключается в том, что бы «положить» слова молитвы на ритм важего сердца, и как следствие, задать ритм всему вашему существу. Таким образом иисусова молитва становится молитвой целого человека, всецело поглащает его. Начало такой практики (делания) и есть начало непрестанной (неустанной) молитвы. Начало это, впрочем, достижимо обычными усилиями самого человека, в отличие от вершины сердечной молитвы — «фаворского света», «чистой молитвы»…

Для того, что бы «ввести» ум в сердце воспользуемся следующим известным психосоматическим методом.

1. Совместим молитву и дыхание. На вдох мысленно произносим «Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий», на выдохе: «помилуй мя [грешнаго (-ую)]«.

2. Устремим внутренний взор наш вглубь, туда, где (как нам кажется) должно находиться наше сердце и на выдохе чувствуем, как туда приходит тепло. Для облегчения концентрации можно положить правую руку на грудь.

3. Концентрируемся на возникающим тепле, не переставая молиться.

Теплота и предостережение владыки Феофана

Тепло («теплота») — не является чем-то сверхъестественным, но лишь теплотой вашего тела, теплотой соматической. Это теплота ни вкоем случае, не является каким то особым достижением или, чего хуже, целью молитвы! Соматическая теплота — это инструмент, который может помочь нашему дальнейшему продвижению по дороге к «чистой молитве», но не есть, как я уже подчеркнул, целью в себе.

Феофан Затворник называет такую теплоту «кровяной», и она «будучи такою, не худа, если не состоит в связи с сластию похотною, хотя легкою; а если состоит, то худа и должна подлежать изгнанию» (Вып. 3, стр. 225-226, п. 529).

Действительно, не смотря на то, что мы концентрируемся на сердце, «кровяная» теплота может возникать в самых неожиданных местах, например на шее или ниже уровня сердца. Концентрация на теплоте ниже уровня сердца может привести к неуместному сексуальному возбуждению, о котором предостерегает Феофан. Что бы избежать такой «неправильной» теплоты следует постепенно «переместить» её путём концентрации чуть выше уровня соска груди (либо прервать молитву, пройтись и заново попробовать сконцентрироваться на сердце).

Самопроизвольная молитва и «фаворский свет»

Друзья, если вам удалось реализовать в себе сердечную молитву, и не только обрести (это не так уж сложно), но и сохранить такой навык, то это означает, что вы приобрели «самопроизвольную молитву».

Такая молитва неустанно «бежит» в вас, как ручеёк, независимо от того, чем вы в данный момент занимаетесь. Такая молитва происходит без усилий и всецело поглощает человека.

Последняя ступень иисусовой молитвы — «чистая молитва» — есть даром Божьим. Те, кто достиг этой ступени говорят, что здесь человек отдыхает в Боге и свободен от бесконечного потока образов, мыслей и чувств. Этот этап — вершина осознанного переживания присутствия Иисуса, переживание встречи с Ним в сердце.

Многие учителя иисусовой молитвы говорят об этом духовном опыте, как о «фаворском свете». Этим самым они сравнивают опыт «чистой» молитвы с опытом трёх учеников Иисуса, которые стали свидетелями Его Преображения на горе Фавор.

Очень важно помнить, что такая «чистая» молитва есть даром. А дары даются Богом, что бы служить другим людям. О даре молитвы можно просить, но его нельзя вырвать у Бога силой.

Спасибо, друзья, что дочитали до конца эту статью. В этом месте я хочу предложить вам посмотреть и послушать человека, который действительно знает о чем говорит.

О иисусовой молитве слушайте с этого времени — 2:50.

Получать обновления на е-мейл:

Теги:
2leep.com
  • http://igorulitin.blogspot.com/ Игорь Улити

    Отец Андрей, я рад за Вас что Вы выбрали правильный путь, и я Вас поддерживаю!

    Мне очень приятно читать Ваш блог!

    Я рад знакомству с Вами Андрей.

    Мне бы хотелось иметь себе друга как Вы? И по говорить с Вами, у меня есть некоторые интересные Вопросы к Вам? но они не глупые, а в духовном понимании… Да хранит Вас Господь Отец Андрей!

  • о. Андрей Буйнич

    Спасибо Вам, Игорь, за добрые слова и поддержку. С радостью постараюсь ответить на Ваши вопросы. Вопросы можно задавать также мне лично через фэйсбук… Божьего Вам благословения!

  • Irene

    Отче Андрей, премного благодарна Вам за эти уроки молитвы, мне они очень и очень нужны! Буду стараться использовать их, потому что … плохая я молитвенница :( Молюсь, а мысли и чувства, особенно в какие-то напряженные периоды, захлестывают и ум, и сердце — и тогда остаются «голые» молитвенные слова! Однажды на роратах ксендз рассказал нам такую притчу. Бедный человек позавидовал богатому и спрашивает у него: — Отчего ты живешь так богато, а я так бедно? — Богатый отвечает: Потому, что я умею молиться и Бог меня слышит, а ты — нет. — А научи меня молиться, чтобы Бог и меня слышал! — Хорошо, давай попробуем! Читай «Отче наш», только ни на что, кроме молитвы не отвлекайся. Если дочитаешь до конца и ни о чем больше не подумаешь, я тебе своего коня подарю! — О! (подумал бедный), чего проще! — И начал бодро: «Отче наш иже еси на небеси… Послушай, а ты мне коня просто так отдашь или со сбруей?… ! … вот и я часто бываю такая вот бедная молитвенница, которая про сбрую, а не про Отче…
    Пусть Бог блгословит Ваш труд! Як у нас кажуць — няхай Пан Бог адудзячыць. :)

    • о. Андрей Буйнич

      Ирина, спасибо Вам за комментарий… Вы знаете, наверное нет христианина, который сказал бы о себе, что он является хорошим молитвенником. А если бы и нашёлся, то такой человек был бы либо наивен, либо горд, либо глуп. Саму технику молитвы освоить не сложно, однако не это самое главное в молитве! Опытные в духовной жизни говорят, что важнее чем вся «техника» молитвы — это стяжание смирения (не осуждать других людей, не гневаться, не раздражаться…). Те же опытные в молитве христиане говорят, что нужно оставаться верным иисусовой молитве и не ожидать скорого и явного результата (т.к. не в этом смысл), но Господь со временем даст человеку душевный мир… Оставайтесь с Богом.

  • http://istochnikuspeha.ru Юлия

    В статье много полезных рекомендаций.
    Согласна с тем, что важно размышлять над смыслом слов в молитве. (К сожалению, для некоторых людей молитва превращается просто в ритуал.)

    А по поводу эмоций. Бывают моменты, когда я молюсь, не испытывая эмоций, хотя и искренне молюсь.

    Мне лично приятнее молиться, когда есть эмоции. Без эмоций труднее. Но когда без эмоций я продолжаю молиться, для меня это — проявление верности и постоянства по отношению к Богу.