Ремонт холодильников по Белгороду
Добротолюбие и Афон

Добротолюбие и Афон

Друзья, я продолжаю писать о Добротолюбии и в этом посте предлагаю вашему вниманию короткий обзор последнего периода возникновения аскетических текстов сей анталогии. Напоминаю, что мы рассмотрели следующие периоды писательской деятельности авторов Добротолюбия:

1) Период Отцов Пустыни

2) Период Синайских Отцов исихазма

3) Константинопольский период

Афонские духовные авторы

Афонский период, о котором здесь идёт речь, охватывает XII-XIV века. В это время имело место деятельность таких авторов, как Григорий Палама, Феолипт Филадельфийский, Никифор Уединенник, Григорий Синаит, Каллист и Игнатий Ксанфопулы (произведения всех этих авторов входят в последний, пятый том, российского Добротолюбия).

Жизнь этих людей проходила между Афоном, Константинополем и Фессалониками в историческом контексте исчезновения Византийской империи. Формально же Византийская империя перестала существовать в 1453 году, когда турками был занят Константинополь.

Афон, который находится на полуострове Халкидики (на севере Греции), приобретает особое духовное значение в конце X века. Святой Афанасий Атонит (ум. около 1000 г.) в 963 году основал первый монастырь на полуострове, который был назван Великой Лаврой. Начиная с этого времени начинает становиться центром манашеской жизни в Византии. В XI веке Афон был провозглашён «Святой Горой», а в XIV столетии он уже насчитовал 25 больших монастырских комплексов.

Интересным является тот факт, что некоторые из этих монастырей имели общинную форму жизни (так называемые киновии), в то время как другие поддерживали идиоритмическую фому. Идиоритм — это особножительные монастыри, в которых каждый монах живёт отдельно, предерживаясь своего собственного порядка дня. В таких монастырях у монахов была только общая крыша над головой, а встречались они только на богослужениях.

Расцвет исихазма

Отец Юзеф (Наумович) — переводчик и составитель польского «Добротолюбия» подчёркивает в своём вступлении к изданию, что Афон продолжает синайскую духовную традицию. Ярким представителем такой духовной преемственности можно считать Григория Синаита (ок. 1268 — XIV). Он перенял от монахов на Синае традицию неустанной молитвы, а потом, придя на Афон, положил начало новому периоду монашеской жизни. Именно в это время Афон становится центром исихазма — здесь особенное внимание уделяется иисусовой молитве, исихии.

Большим апологетом исихазма был и известный Григорий Палама. Он считается самым большим византийским богословом XIV века. Григорий Палама формулирует теологическое учение о Божественном свете и Божественных энергиях, защищает психофизический метод в молитве. Всё это было нужно подвижнику, дабы показать, что существует возможность получения мистического опыта, возможность познания трансцендентного Бога в Его энергиях.

Монастырь Симона Петра на Афоне

Наконец, следует сказать, что первое здание Добротолюбия было подготовлено на Афоне. Главную роль в этом играл известный монах Никодим Святогорец. Российский монах Паисий Величковский, который долгое время жил на Афоне, перевёл Добротолюбие на церковнославянский язык.

Интересен также тот факт, что в XIX веке афонский монастырь святого Пантелеймона профинансировал издания Добротолюбия на русском языке в версии Феофана Затворника. Благодаря этим выше упомянутым людям, мы, те кто владеет русским языком, имеем доступ к великому наследию раннехристианской и исихасткой духовности.

Получать обновления на е-мейл:

Теги:
2leep.com